Шива Шадакшара Стотра, или хвалебный гимн молитве Шивы из шести слогов (пословный русский перевод)

Одна из самых известных мантр Господу Шиве звучит так:

ॐ नमः शिवाय  оv намаp oивfйа (ОМ, мой поклон Шиве)

Данная стотра прославляет каждый слог этой мантры, и поскольку их 6, включает в себя 6 куплетов, стихов. Причём каждый из куплетов имеет интересную особенность: он начинается с того или иного слога мантры, а сам слог внутри этого куплета преобладает больше остальных. Получается некая магическая вибрационная формула, которая совместно с памятованием об различных аспектах могущества и превосходства Шивы делает медитацию на его образ ещё более насыщенной, полной и глубокой.

Oива в переводе с санскрита означает милостивый, всеблагой, дарующий счастье. Он олицетворяет собой космическое сознание, статичное мужское начало вселенной (Пуруша), стоящего в оппозиции к Шакти (Пракрити), динамичному женскому началу вселенной.

В поздний период развития мифологического мировоззрения Индии (период Пуран, приблизительно 3-12 веков), Шива объединился с творцом Брахмой и поддержателем Вишну в верховную триаду (тримурти) в качестве разрушительного начала вселенной. В то же время, в некоторых традициях Индии, как например кашмирский шиваизм, Шива является абсолютным божеством, выполняющим функции и созидания, и разрушения.

В «Махабхарате» (1.1.20) Ишана (эпитет Шивы) называется «изначальным мужем (адья пуруша), единственно нетленным и вечным» и отождествляется с Брахмой и Вишну-Хари. Согласно «Шива-пуране», он является создателем и Вишну, и Брахмы. Олицетворяет одновременно разрушительное и созидательное начала. В индуизме имеет эпитет Махадев, что переводится как величайший из богов (девов).

Пять божественных ролей Шивы: создание, поддержка, растворение, сокрытие и дарование благодати. Шва известен под именами Рудра, Шанкара, Шамбху, Махадева, Махешвара. Основная мантра Шивы «Ом намах Шивая», впервые встречается в Ведах в гимне «Яджур-веды» «Шатарудрия» или «Гимн ста Рудрам».

Изображается Шива чаще всего сидящим в позе лотоса, с кожей белого цвета, с синей шеей, со спутанными или скрученными в пучок на макушке (джата) волосами, носящим змею на шее, голове, руках и ногах (как браслеты), на поясе и переброшенную через плечо (как аналог священного шнура). Одет в тигровую или слоновью шкуру, восседает на тигровой шкуре. На лбу — третий глаз, а также трипундра из священного пепла (бхасма или вибхути), который получают из навоза коров или сожженных трупов. Одно из популярных изображений Шивы — Ардханари или Ардханаришвара, когда он предстает гермафродитом. Левая сторона представляет собой его женскую ипостась (супругу, Парвати). Правая — мужскую. Символически может изображаться в виде лингама (поставленного вертикально фаллоса) или йонилингама (лингам, помещенный в «колоду», образ женского начала).

Шива Шад-акшара-стотрам (пословный русский перевод)

 

Print Friendly, PDF & Email

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *